Клинкерный тротуарный кирпич и его укладка

    Тротуарный клинкер является одним из лучших материалов для мощения как дорожек и площадок, так и проезжей части. Основное его достоинство — долговечность.

     Одной из характерных особенностей импортного клинкерного кирпича является приветствуемая в Европе, «разношерстность» окраски кирпича даже из одной партии. Это обусловлено химическим составом сырья и расположением кирпичей в печи во время обжига. Традиционный подход в нашей стране предполагает, что все кирпичи должны иметь однородную монотонную окраску с минимальными отхождениями по цвету от партии к партии. В Европе более популярна некая однотонная и при этом «пестрящая» расцветка, поэтому основная масса кирпича производится с учетом этого пожелания потребителей, хотя есть и полностью однотонные решения. Это позволяет оживить строгость и скучность строений и площадок. Перед началом кладки рекомендуется смешать кирпичи с 5–6 поддонов, а потом уже начинать их укладку. Это усреднение позволит сделать общий фон с однородным распределением цвета и фактуры.

Кирпичи бывают выполнены в форме прямоугольника и квадрата, бруска, фигурного мозаичного элемента, клина и даже в виде решетки, обычно применяемой в ландшафтном дизайне. Все эти формы и размеры клинкерного кирпича позволяют создавать неповторимый орнамент и выкладывать из него любые геометрические фигуры и узоры.

Одним из подвидов данных материалов является клинкерный тротуарный кирпич, который применяется для мощения дорожек или проезжей части. Его еще называют дорожным клинкером. Существует определенная практика укладки клинкера для различных нужд. Укладывая дорожный клинкер, обычно применяют следующий подход: для пешеходных дорожек и мест с эпизодическим появлением легкового транспорта кирпич кладут широкой плоскостью вниз, а для дорог с интенсивной транспортной нагрузкой укладка производится длинной гранью вниз, увеличивая таким образом толщину несущего слоя до ширины кирпича.

Укладка производится на подготовленное основание, в качестве которого обычно выступает подушка из гравия, щебня и песка. Такое разнофракционное основание гарантирует надежную и однородную опору для кирпича. Сначала выкладывается крупный гравий, производится его трамбовка на земле, затем мелкий щебень, снова разравнивание и трамбовка, затем сверху все это засыпается песком, выравнивается и заливается водой, для того чтобы песок и щебень максимально уплотнили гравиевую подушку. В результате этого заливания образуются «провалы», где эта смесь максимально уплотнилась, тогда всю площадь еще раз засыпают песком, трамбуют, ровняют и снова заливают водой. Так продолжается до тех пор, пока мокрый песок в верхнем слое не перестанет проседать. Напоследок площадку еще раз утрамбовывают и выравнивают °С теперь она готова к укладке дорожного клинкера и обеспечит для него надежный фундамент на долгие десятилетия.

На это основание клинкерный тротуарный кирпич выкладывают либо вплотную друг к другу, либо с зазором до 5 мм, при этом каждый кирпич тщательно утрамбовывается в основание. После окончания укладки во все швы и щели заметается мелкозернистый песок. Для обеспечения максимальной долговечности выложенной структуры плитку с песком необходимо поливать и дометать в щели песок еще 2–3 раза в течение 4 недель до полного прекращения проседания песка. Использование вместо песка бетонного раствора может привести к высаливанию швов, что негативно скажется на внешнем виде.

Можно производить укладку дорожного клинкера и на бетонное основание, которое «смягчается» и выравнивается тонким слоем песка, но при это необходимо продумать дополнительный дождевой дренаж.